ИЗ "ЗАПИСОК"
<...> По вечерам и в сумерки любил я мечтать за фортепьяно. Сентиментальная поэзия Жуковского мне чрезвычайно нравилась и трогала меня до слез (вообще говоря, в молодости я был парень романического устройства и любил поплакать сладкими слезами умиления). Кажется, что два тоскливых моих романса "Светит месяц на кладбище"1 и "Бедный певец"2 (слова Жуковского) были написаны в это время (весною 1826 года).
[1828]
<...> Я с ним [Е. П. Штерич] вскоре подружился, и нередко с Сергеем Голицыным (Фирсом) мы посещали его в Павловске, где он жил в летние месяцы. Там представили меня знаменитому нашему поэту Василию Андреевичу Жуковскому3.
[1830]
<...> Написал романс "Голос с того света", слова В. А. Жуковского4.
[1832]
<...> Тою же весною один знакомый Соболевского сообщил мне в Милане слова двух романсов: "Победитель" Жуковского5 и "Венецианскую ночь" Козлова: я тогда же написал их.
[1833]
<...> Написал два романса: "Дубрава шумит" (Жуковского)6 и "Не говори: любовь пройдет" (Дельвига).
[1834]
<...> Сверх того запала мне мысль о русской опере. Слов у меня не было, а в голове вертелась "Марьина роща"7, и я играл на фортепьяно несколько отрывков сцен, которые отчасти послужили мне для "Жизни за царя".
[ЗИМА 1834--1835 гг.]
Я жил тогда домосед но, и тем более, что склонность к Марье Петровне8 нечувствительно усиливалась; несмотря на это, однако же, постоянно посещал вечера В. А. Жуковского. Он жил в Зимнем дворце, и у него еженедельно собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов и вообще людей, доступных изящному. Назову здесь некоторых: А. С. Пушкин, князь Вяземский, Гоголь, Плетнев были постоянными посетителями. Гоголь при мне читал свою "Женитьбу". Князья Одоевский, Вельегорский и другие бывали тоже нередко. Иногда вместо чтения пели, играли на фортепьяно, бывали иногда и барыни, но которые были доступны изящным искусствам.
Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренно одобрил мое намерение и предложил мне сюжет "Ивана Сусанина". Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерно русского. Жуковский хотел сам писать слова и для пробы сочинил известные стихи:
Ах, не мне, бедному,
Ветру буйному.
Из трио с хором в эпилоге9
10 Жуковский и другие в насмешку говорили, что у Розена по карманам были разложены вперед уже заготовленные стихи <...> Барон Розен ретиво приступил к делу, и, из уважения к В. А. Жуковскому, мне нельзя было избегнуть его содействия <...>
Жуковский, хотя не писал для либретто, не изменил, однако ж, внимательному участию в труде моем; он объяснил машинисту и декоратору Роллеру11, как устроить эффектно последнюю сцену в Кремле, вместе ездили мы в мастерскую (atelier) Роллера. Жуковский внимательно рассматривал и расспрашивал. Успех вполне увенчал дело, и в последней сцене вырезанные из картона разнородные группы отдаленной толпы превосходно обманывают зрение и кажутся продолжением оживленной толпы народа, стоящего на авансцене.
<...> Я также часто виделся с Жуковским и Пушкиным. Жуковский в конце зимы с 1836 по 1837 год дал мне однажды фантазию "Ночной смотр"1213.
<...> В заключение этого периода жизни моей считаю нелишним привести здесь стихи, сочиненные в честь мою на дружеском вечере у кн. Одоевского Жуковским, Пушкиным, кн. Вяземским и Соболевским.
<...> Во время выздоровления в начале 1849 года я был на вечере, устроенном князем П. А. Вяземским по случаю 50-летней деятельности В. А. Жуковского на его литературном поприще. Блудов читал стихи князя Вяземского по этому случаю, мы пели также хор в честь Жуковского, сочиненный графом Михаилом Юрьевичем Вельегорским. На этом вечере присутствовал также государь император Александр Николаевич (бывший тогда цесаревичем), и я имел счастие быть им замеченным и почтенным ласковыми расспросами обо мне.
Комментарии
Михаил Иванович Глинка (1804--1857) - композитор, родоначальник русской классической музыки. Образование получил в Благородном пансионе при Петербургском педагогическом институте, где его воспитателем был В. К. Кюхельбекер. Летописью его жизни стали автобиографические "Записки", включающие события 1804--1854 гг. и воссоздающие около 30 лет творческой жизни. В этой жизни поэзия и личность В. А. Жуковского занимает особое место. Романсы на стихи Жуковского, сотрудничество в период работы над оперой "Иван Сусанин", встречи на "субботах" Жуковского - все это запечатлено в "Записках" как существенные факты биографии композитора. Поэзия Жуковского и музыка Глинки - таков главный угол зрения мемуариста.
"Записки" Глинки были написаны в период с 3 июня 1854 г. до конца марта 1855 г. по просьбе его сестры Л. И. Шестаковой. Все упоминания имени Жуковского в них тесно связаны с творческими замыслами композитора и в своей совокупности обогащают наше представление о месте Жуковского в музыкальной жизни его времени, о восприятии его романтической поэзии в музыке.
ИЗ "ЗАПИСОК"
(Стр. 259)
Записки М. И. Глинки / Под ред., со вступ. статьей и примеч. А. Н. Римского-Корсакова. М.; Л.: Academia, 1930. С. 76, 88, 97, 125,144, 147,153--154,156, 169,174,180,184, 339.
1 Романс "Светит месяц" написан на текст стих. Жуковского "Утешение" (со второй строфы) - перевод стих. Л. Уланда "Die Nonne" ("Монахиня"). Был издан в 1829 г. фирмой "Одеон" под заглавием "Нет его! на том он свете..." (по второй строфе).
2 "Бедный певец" Глинкой взяты частично 4-я и полностью 5-я строфы. Романс был издан в 1829 г.
3 Никаких следов этого знакомства обнаружить не удалось. Дневники Жуковского за это время отсутствуют.
4 Романс "Голос с того света" ("Не узнавай, куда я путь склонила") написан на слова стих. Жуковского, представляющего собой перевод из Ф. Шиллера,
5 Романс "Победитель" написан на основе перевода одноименного стих. Л. Уланда. По воспоминаниям Н. Кукольника, "довольно часто Глинка певал одно из произведений своей юности - романс "Победитель", написанный в 1832 г. в Милане, на слова Жуковского" (Записки М. И. Глинки, с. 539).
6 Романс "Дубрава шумит" написан на стих. Жуковского "Тоска по милом", перевод из Ф. Шиллера.
7 "Марьина роща. Старинное предание" -- повесть Жуковского, написанная и опубликованная в 1809 г.
8 Марья Петровна (урожд. Иванова) - будущая жена композитора, на которой он женился 26 апреля 1835 г.
9 Говоря об участии Жуковского в разработке либретто оперы "Ивана Сусанина", Глинка упоминает лишь текст песни Вани "Ах, не мне, бедному". На самом деле Жуковский написал либретто всей последней сцены. Черновой автограф: 286. Оп. 1. Ед. хр. 26. Л. 136. Опубликовано: Изд. Архангельского, т. 4, с. 24--25.
10 Жуковский неоднократно правил трагедии Розена, помогал в его творческом становлении (см.: БЖ,
11 Интересно, что Жуковский сделал даже два наброска декораций эпилога, которые сохранились в архиве (Об этом см.: Глинка М. И.
12 Стихотворение Жуковского, на которое написана фантазия Глинки, представляет собой перевод стих. И. -Х. Цедлица "Die nachtliche Heerschau". Глинка дважды, в конце 1830-х годов и в 1855 г., оркестровал фантазию.
13 "Ночного смотра". Это могло быть только во второй половине февраля - начале марта 1836 г.