• Приглашаем посетить наш сайт
    Кузмин (kuzmin.lit-info.ru)
  • Дашков Д. В.: Из письма к П. А. Вяземскому

    ИЗ ПИСЬМА К П. А. ВЯЗЕМСКОМУ

    26-го ноября 1815. <...> я едва успеваю бывать в "Арзамасе", в этой милой отчизне, где мы всегда об вас вспоминаем. Секретарь наш Светлана1, который как будто бы нарочно сотворен для сего звания, верно, уведомил уже вас, что в самое первое собрание2 вы избраны par acclamation {единодушно (фр.).} сочленом нашим: следовательно, я не нарушу ужасной присяги нашей, говоря с вами откровенно. Из великодушия и чистейшей любви к ближним (хотя ближние сии часто бывают чересчур глупы) мы положили, чтобы каждый новопринимаемый член выбирал для первой речи своей одного из живых покойников "Беседы" или Академии заимообразно и напрокат и говорил бы ему похвальную надгробную речь3. До сих пор таких мертвецов отпето у нас пять4, и Светлана превзошла сама себя, отпевая петого и перепетого Хлыстова5. То-то была речь!6 То-то протоколы! Зачем вас нет с нами! Очередной председатель у нас всякую неделю новый и по именному указу, как в Академии, - отвечает оратору пристойным приветствием, в котором искусно мешает похвалы ему с похвалами усопшему (выражение церемониала)7. Опять новое торжество для Светланы! Ей пришлось принимать Громобоя - Жихарева8, который, бывши прежде сотрудником "Беседы", должен был по общему нашему постановлению отпевать сам себя. Поле было, конечно, богатое, но исполнение превзошло ожидания наши. Атрей9 представлен был в виде некоего царственного волдыря10 на лице бывшего поганого беседчика, а остальные 27 трагедий, комедий, трагикомедий, драм, опер и водевилей, сочиненные и переведенные им, представлены волдырьками и сыпью, окружающими большой нарост. Словом, было чего послушать. Неоцененный секретарь наш недаром жил так долго с Плещеевым и удивительно как навострился в галиматье11. Любимое его выражение: арзамасская критика должна ехать верхом на галиматье12<...> Нельзя ли вам, любезный сочлен, достойно воспеть все это? Жуковский то и дело твердит: ей, быть Беседиаде13! <...>

    Комментарии

    Дмитрий Васильевич Дашков (1788--1839) - литератор, государственный деятель, активный член "Арзамаса". Уже с начала 1810-х годов он включается в литературную борьбу, является членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, сотрудником многих журналов. В 1810-- 1811 гг. выходят его критико-полемические работы, направленные против А. С. Шишкова. Они не только принесли ему известность блестящего полемиста, но во многом подготовили эстетические принципы "Арзамаса", стиль пародийных речей. Дашков становится одним из основателей и активных участников "Арзамаса". Он готовит уставные документы, читает несколько речей, сочиняет "Письмо к новейшему Аристофану" и пародийную кантату против Шаховского (см.: Арзамасские протоколы, указ. имен). Несмотря на то что в 1820-е годы он отходит от активной литературной деятельности, уйдя в дипломатию и политику, его переводы из антологии греческой эпиграммы, другие опыты имели "важное значение для развития поэтических стилей в XIX веке" (см.: Поэты 1820-- 1830-х годов. Л., 1972. Т. 1. С. 69).

    1817 г., ярчайшем образце арзамасского стиля, где Дашков назван шутливо "Чуркой" (от арзамасского прозвища - Чу!), предлагает ему издавать альманах немецкой словесности (РА. 1868. No 4--5. С. 838). "Дашенька", как ласково и шутливо (Дашков был мощного телосложения) называл друга Жуковский, постоянно присутствует на страницах его писем (ПЖкТ, указ. имен). Он постоянный член критического Ареопага, на суд которого отдает Жуковский свои произведения.

    Письмо Дашкова к П. А. Вяземскому - важнейший документ арзамасского общества, воспроизводящий его атмосферу, ритуалы. Многие ситуации, о которых рассказывает Дашков, прочно вошли в литературу о той эпохе. Публикация письма в данном издании определяется значимостью его для понимания характера, значения арзамасской деятельности бессменного секретаря общества Жуковского - Светланы.

    (Стр. 161)

    РА. 1866. Стб. 499--501. Под общим названием "Выдержки из старых бумаг Остафьевского архива".

    1 Светлана -- арзамасское прозвище Жуковского, взятое из его одноименной баллады.

    2 "Арзамаса", согласно дате "протокола первого совещания", состоялось 14 октября 1815 г. (Арзамасские протоколы, с. 261).

    3 ... говорил... похвальную надгробную речь. -- В протоколе первого заседания записано: "... положили брать напрокат покойников между халдеями "Беседы" и Академии, каждый нововходящий читает панегирик одному из халдеев"

    4 К 26 ноября 1815 г., когда написано письмо, прошло пять заседаний, на которых были "отпеты" Шаховской, Шишков, Жихарев как бывший беседчик, Хвостов и Бунина.

    5 Хлыстов -- Д. И. Хвостов.

    6 "отпеванию" Хвостова, вся построенная на цитатах из басен "халдея", - высочайшей образец арзамасской критики. Книга Хвостова "Избранные притчи" (1802), как вспоминал П. А. Вяземский, с легкой руки Жуковского "была настольною и потешною книгой в "Арзамасе". Жуковский всегда держал ее при себе и черпал в ней нередко свои "арзамасские" вдохновения. Она послужила ему и темою для вступительной речи при назначении его членом Арзамасского общества" (РА. 1866. Стб. 478--479). Показательно, что при очередном издании своих басен Хвостов учел критику Жуковского (Арзамасские протоколы, с. 53--54).

    7 Имеется в виду 9-й пункт устава "Арзамаса": "... очередной председатель отсутствует ему <нововходящему>, хваля того же покойника и примешивая искусно к сим похвалам лестные приветствия новому своему другу" с. 84),

    8 См. "Ответ Светланы на речь Громобоя" (Арзамасские протоколы, с. 97--100).

    9 "Атрей". -- Речь идет о переводе С. П. Жихаревым трагедии П. -Ж. Кребийона.

    10 "Атрей" в речи Жуковского назван "тяжким, дрожащим, ноздреватым, царственным наростом" (Арзамасские протоколы, с. 98).

    11 "Выдержки из старых бумаг Остафьевского архива") в наст. изд.

    12 Принцип галиматьи, проповедуемый Жуковским, - отражение своеобразной смеховой культуры "Арзамаса", который "родился в бушующих волнах сатирической стихии" (Гиллельсон, с. 150). Вместе с тем буффонада, насмешка - формы борьбы с догмами, утверждение новых форм критического мышления.

    13 "Беседиада"

    Раздел сайта: