• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгаков (bulgakov.lit-info.ru)
  • Славянка. Элегия

    СЛАВЯНКА 1
    Элегия


    Славянка тихая, сколь ток приятен твой,
    Когда, в осенний день, в твои глядятся воды
    Холмы, одетые последнею красой
    Полуотцветшия природы.

    Спешу к твоим брегам... свод неба тих и чист;
    При свете солнечном прохлада повевает;
    Последний запах свой осыпавшийся лист
    С осенней свежестью сливает.

    Иду под рощею излучистой тропой;
    Что шаг, то новая в глазах моих картина,
    То вдруг сквозь чащу древ мелькает предо мной,
    Как в дыме, светлая долина;

    То вдруг исчезло все... окрест сгустился лес;
    Все дико вкруг меня, и сумрак и молчанье;
    Лишь изредка, струей сквозь темный свод древес
    Прокравшись, дневное сиянье.

    Верхи поблеклые и корни золотит;

    На сумраке листок трепещущий блестит,
    Смущая тишину паденьем...

    И вдруг пустынный храм в дичи передо мной;
    Заглохшая тропа; кругом кусты седые;
    Между багряных лип чернеет дуб густой
    И дремлют ели гробовые.

    Воспоминанье здесь унылое живет;
    Здесь, к урне преклоняясь задумчивой главою,

    Оно беседует о том, чего уж нет,
    С неизменяющей Мечтою.

    Все к размышлению здесь влечет невольно нас;
    Все в душу томное уныние вселяет;
    Как будто здесь она из гроба важный глас
    Давно минувшего внимает.

    Сей храм, сей темный свод, сей тихий мавзолей,
    Сей факел гаснущий и долу обращенный,
    Все здесь свидетель нам, сколь блага наших дней,
    Сколь все величия мгновенные.

    И нечувствительно с превратности мечтой

    Сей витязь, на руку склонившийся главой;
    Сей громоносец двоеглавый,

    Под шуйцей твердою седящий на щите;
    Сия печальная семья кругом царицы;
    Сии небесные друзья на высоте,
    Младые спутники денницы...

    О! сколь они, в виду сей урны гробовой,
    Для унывающей души красноречивы:
    Тоскуя ль полетит она за край земной —
    Там все утраченые живы;

    К земле ль наклонит взор — великий ряд чудес;
    Борьба за честь; народ, покрытый блеском славным;
    И мир, воскреснувший по манию небес,
    Спокойный под щитом державным.

    Но вкруг меня опять светлеет частый лес;
    Опять река вдали мелькает средь долины,
    То в свете, то в тени, то в ней лазурь небес,
    То обращенных древ вершины.

    И вдруг открытая равнина предо мной;

    Спокойное село над ясною рекой,
    Гумно и нива обнаженна.

    Все здесь оживлено: с овинов дым седой,
    Клубяся, по браздам ложится и редеет,
    И нива под его прозрачной пеленой
    То померкает, то светлеет.

    Там слышен на току согласный стук цепов;
    Там песня пастуха и шум от стад бегущих;
    Там медленно, скрипя, тащится ряд возов,
    Тяжелый груз снопов везущих.

    Но солнце катится беззнойное с небес;
    Окрест него, закат спокойно пламенеет;
    Завесой огненной подернут дальний лес;
    Восток безоблачный синеет.

    Спускаюсь в дол к реке: брег темен надо мной,
    И на воды легли дерев кудрявых тени;
    Противный брег горит, осыпанный зарей;
    В волнах блестят прибрежны сени;

    То отраженный в них сияет мавзолей;

    То ива дряхлая, до свившихся корней
    Склонившись гибкими ветвями,

    Сенистую главу купает в их струях;
    Здесь храм между берез и яворов мелькает;
    Там лебедь, притаясь у берега в кустах,
    Недвижим в сумраке сияет.

    Вдруг гладким озером является река;
    Сколь здесь ее брегов пленительна картина;
    В лазоревый кристалл слиясь вкруг челнока,
    Яснеет вод ее равнина.

    Но гаснет день... в тени склонился лес к водам;
    Древа облечены вечерней темнотою;
    Лишь простирается по тихим их верхам
    Заря багряной полосою;

    Лишь ярко заревом восточный брег облит,
    И пышный дом царей на скате озлащенном,

    Как исполин, глядясь в зерцало вод, блестит
    В величии уединенном.

    Но вечер на него покров накинул свой,

    Последни облака, блиставшие зарей,
    С небес, потухнув, улетели.

    И воцарилася повсюду тишина;
    Все спит... лишь изредка в далекой тьме промчится
    Невнятный глас... или колыхнется волна...
    Иль сонный лист зашевелится.

    Я на брегу один... окрестность вся молчит...
    Как привидение, в тумане предо мною
    Семья младых берез недвижимо стоит
    Над усыпленною водою.

    Вхожу с волнением под их священный кров;
    Мой слух в сей тишине приветный голос слышит
    Как бы эфирное там веет меж листов,
    Как бы невидимое дышит;

    Как бы сокрытая под юных древ корой,
    С сей очарованной мешаясь тишиною,
    Душа незримая подъемлет голос свой
    С моей беседовать душою.

    И некто урне сей безмолвный приседит;

    Без образа лицо, и зрак туманный слит
    С туманным мраком полуночи.

    Смотрю... и, мнится, все, что было жертвой лет,
    Опять в видении прекрасном воскресает;
    И все, что жизнь сулит, и все чего в ней нет,
    С надеждой к сердцу прилетает.

    Но где он?.. Скрылось все... лишь только в тишине
    Как бы знакомое мне слышится призванье,
    Как будто Гений путь указывает мне
    На неизвестное свиданье.

    О! кто ты, тайный вождь? душа тебе вослед!
    Скажи: бессмертный ли пределов сих хранитель
    Иль гость минутный их? Скажи: земной ли свет
    Иль небеса твоя обитель?..

    И ангел от земли в сиянье предо мной
    Взлетает; на лице величие смиренья;
    Взор к небу устремлен; над юною главой
    Горит звезда преображенья.

    Помедли улетать, прекрасный сын небес;

    Но где я?.. Все вокруг молчит... призра́к исчез,
    И небеса покрыты мглою.

    Одна лишь смутная мечта в душе моей:
    Как будто мир земной в ничто преобратился;
    Как будто та страна знакомей стала ей,
    Куда сей чистый ангел скрылся.

    1 Славянка - река в Павловске. Здесь описываются некоторые виды ее берегов, и в особенности два памятника, произведение знаменитого Мартоса. Первый из них воздвигнут государынею вдовствующею императрицею в честь покойного императора Павла. В уединенном храме, окруженном густым лесом, стоит пирамида: на ней медальон с изображением Павла; перед ним гробовая урна, к которой преклоняется величественная женщина в короне и порфире царской; на пьедестале изображено в барельефе семейство императорское: государь Александр представлен сидящим; голова его склонилась на правую руку, и левая рука опирается на щит, на коем изображен двуглавый орел; в облаках видны две тени: одна летит на небеса, другая летит с небес, навстречу первой. - Опустясь к реке Славянке (сливающейся перед самым дворцом в небольшое озеро), находишь молодую березовую рощу: эта роща называется семейственною, ибо в ней каждое дерево означает какое-нибудь радостное происшествие в высоком семействе царском. Посреди рощи стоит уединенная урна Судьбы. Далее, на самом берегу Славянки, под тенью дерев, воздвигнут прекрасный памятник великой княгине Александре Павловне. Художник умел в одно время изобразить и прелестный характер и безвременный конец ее; вы видите молодую женщину, существо более небесное, нежели земное; она готова покинуть мир сей; она еще не улетела, но душа ее смиренно покорилась призывающему ее гласу; и взоры и рука ее, подъятые к небесам, как будто говорят: да будет воля твоя. Жизнь, в виде юного Гения, простирается у ее ног и хочет удержать летящую; но она ее не замечает; она повинуется одному Небу - и уже над головой ее сияет звезда новой жизни. (Прим. Жуковского.)




    Примечания

    Славянка. Написано в сентябре — первой половине октября 1815 г. Напечатано впервые в «Стихотворениях Василия Жуковского», ч. II, СПб., 1816.

    Одной из самых характеристических черт поэзии Жуковского Белинский считал искусство этого поэта «живописать картины природы и влагать в них романтическую стихотворений Жуковского, в том числе из «Славянки», Белинский заключает: «Таких примеров мы могли бы выписать и еще больше, но думаем, что и этих слишком достаточно, чтобы показать, что изображаемая Жуковским природа — романтическая природа,

    дышащая таинственною жизнию души и сердца, исполненная высшего смысла и значения» (Полное собрание сочинений, т. VII, М., 1955, стр. 215 и 219).

    В Павловске — царской летней резиденции — жила тогда Мария Федоровна (вдова Павла I).

    Мартос Иван Петрович (ок. 1750—1835) — знаменитый русский скульптор, автор находящегося в Москве на Красной площади монумента Минину и Пожарскому и многих других выдающихся произведений.

    Раздел сайта: