• Приглашаем посетить наш сайт
    Техника (find-info.ru)
  • К Воейкову. Послание ("Добро пожаловать, певец...")

    К ВОЕЙКОВУ 1
    Послание


    Добро пожаловать, певец,
    Товарищ-друг, хотя и льстец,
    В смиренную обитель брата;
    Поставь в мой угол посох свой
    И умиленною мольбой
    Почти домашнего Пената,
    Садись — вот кубок! в честь друзьям!
    И сладкому воспоминанью,
    И благотворному свиданью,
    И нас хранившим небесам!

    Ты был под знамена́ми славы;
    Ты видел, друг, следы кровавы
    На Русь нахлынувших врагов,

    Их казнь и ужас их побега;
    Ты, строя свой бивак из снега,
    Себя смиренью научал
    И, хлеб водою запивая,

    С певцом Тибурским восклицал.
    Ты видел Азии пределы;
    Ты зрел ордынцев лютых край
    И лишь обломки обгорелы
    Там, где стоял Шери-Сарай,
    Батыя древняя обитель;
    Задумчивый развалин зритель,
    Во днях минувших созерцал
    Ты настоящего картину
    И в них ужасную судьбину
    Батыя новых дней читал.
    В Сарепте зрелище иное:
    Там братство христиан простое
    Бесстрастием ограждено
    От вредных сердцу заблуждений,
    От милых сердцу наслаждений.
    Там вечно то же и одно;
    Всему свой час: труду, безделью;

    Порядок крылья там сковал.
    Там, видя счастие в покое,
    Ты все восторги отдавал
    За нестрадание святое;
    Ты зрел, как в тишине семей,
    Хранимы сердцем матерей,
    Там девы простотой счастливы,
    А юноши трудолюбивы
    От бурных спасены страстей
    Рукой занятия целебной;
    Ты зрел, как, вшедши в божий храм,
    Они смиренно к небесам
    Возводят взор с мольбой хвалебной
    И служат сердцем божеству,
    Отринув мрак предрассужденья...
    Что уподобим торжеству,
    Которым Чудо искупленья
    Они в восторге веры чтут?..

    Все тихо... полночь... нет движенья...

    Все братья той минуты ждут,
    Когда им звон-благовеститель
    Провозгласит: воскрес спаситель!..
    И вдруг... во мгле... средь тишины,
    Как будто с горней вышины
    С трубою ангел-пробудитель,
    Нисходит глас... алтарь горит,
    И братья пали на колени,
    И гимн торжественный гремит,
    И се, идут в усопших сени,
    О, сердце трогающий вид!
    Под тенью тополей, ветвистых
    Берез, дубов и шелковиц,
    Между тюльпанов, роз душистых
    Ряды являются гробниц:
    Здесь старцев, там детей могила,
    Там юношей, там дев младых —
    И Вера подле пепла их
    Надежды факел воспалила...

    С отрадной вестью воскресенья;
    И все — отверзтый светлый храм,
    Где, мнится, тайна искупленья
    Свершается в сей самый час,
    Торжественный поющих глас,
    И братии на гробах лобзанье
    (Принесших им воспоминанье
    И жертву умиленных слез),
    И тихое гробов молчанье,
    И соприсутственных небес
    Незримое с землей слиянье —
    Все живо, полно божества;
    И верных братии торжества
    Свидетели, из тайной сени
    Исходят дружеские тени,
    И их преображенный вид
    На сладку песнь: «Воскрес спаситель!..»
    Сердцам «воистину» гласит,
    И самый гроб их говорит:

    И сей оставивши предел,
    Ты зрел, как Терек в быстром беге
    Меж виноградников шумел,
    Где часто, притаясь на бреге,
    Чеченец иль черкес сидел
    Под буркой, с гибельным арканом;
    И вдалеке перед тобой,
    Одеты голубым туманом,
    Гора вздымалась над горой,
    И в сонме их гигант седой,
    Как туча, Эльборус двуглавый.
    Ужасною и величавой
    Там все блистает красотой:
    Утесов мшистые громады,
    Бегущи с ревом водопады
    Во мрак пучин с гранитных скал;
    Леса, которых сна от века
    Ни стук секир, ни человека
    Веселый глас не возмущал,

    Еще луч дне́вный не проник,
    Где изредка одни олени,
    Орла послышав грозный крик,
    Теснясь в толпу, шумят ветвями
    И козы легкими ногами
    Перебегают по скалам.
    Там все является очам
    Великолепие творенья!
    Но там — среди уединенья
    Долин, таящихся в горах, —
    Гнездятся и балкар, и бах,
    И абазех, и камукинец,
    И карбулак, и абазинец,
    И чечереец, и шапсук;
    Пищаль, кольчуга, сабля, лук
    И конь — соратник быстроногий
    Их и сокровища и боги;
    Как серны, скачут по горам,
    Бросают смерть из-за утеса;

    В траве высокой, в чаще леса
    Рассыпавшись, добычи ждут.

    Скалы́ свободы их приют;
    Но дни в аулах их бредут
    На костылях угрюмой лени;
    Там жизнь их — сон; стеснись в кружок
    И в братский с табаком горшок
    Вонзивши чубуки, как тени
    В дыму клубящемся сидят
    И об убийствах говорят
    Иль хвалят меткие пищали,
    Из коих деды их стреляли;
    Иль сабли на кремнях острят,
    Готовясь на убийства новы.
    Ты видел Дона берега;
    Ты зрел, как он поил, шелковы
    Необозримые луга,
    Одушевленны табунами;
    Ты зрел, как тихими водами

    Он, зеленея, протекал
    И ясной влагой отражал
    Брега, покрытые стадами,
    Ряды стеснившихся стругов
    И на склонении холмов
    Донских богатырей станицы;
    Ты часто слушал, как певицы
    Родимый прославляют Дон,
    Спокойствие станиц счастливых,
    Вождей и коней их ретивых;
    С смиреньем отдал ты поклон
    Жилищу Вихря-атамана
    И из заветного стакана
    Его здоровье на Цимле
    Пил, окруженный стариками,
    И витязи под сединами
    Соотчичам в чужой земле
    «Ура!» кричали за тобою.
    Теперь ты случая рукою

    С ним вспомнишь призраки златые
    Невозвратимых тех времен,
    Когда мы — гости молодые

    У милой Жизни на пиру —
    Из полной чаши радость пили
    И счастье наше! говорили
    В своем пророческом жару...
    Мой друг, пророчество прелестно!
    Когда же сбудется оно?
    Еще вдали и неизвестно
    Все то, что нам здесь суждено...
    А время мчится без возврата,
    И жизнь-изменница за ним;
    Один уходим за другим;
    Друг, оглянись... еще нет брата,
    Час от часу пустее свет;
    Пустей дорога перед нами.

    Но так и быть!.. здесь твой поэт

    В смиренном уголке живет
    И у моря погоды ждет.
    И ты, мой друг, чтобы мечтою
    Грядущее развеселить,
    Спешишь волшебных струн игрою
    В нем спящий гений пробудить;
    И очарованный тобою,
    Как за прозрачной пеленою,
    Я вижу древни чудеса:
    Вот наше солнышко-краса
    Владимир-князь с богатырями;
    Вот Днепр кипит между скалами;
    Вот златоверхий Киев-град;
    И бусурманов тьмы, как пруги,
    Вокруг зубчатых стен кипят;
    Сверкают шлемы и кольчуги;
    От кликов, топота коней,
    От стука палиц, свиста пращей
    Далеко слышен гул дрожащий;

    Добрыня, богатырь могучий,
    И конь его Златокопыт;
    Чрез степи и леса дремучи
    Не скачет витязь, а летит,
    Громя Зилантов, и Полканов,

    И ведьм, и чуд, и великанов;
    И втайне девица-краса
    За дальни степи и леса
    Вослед ему летит душою;
    Склоняся на руку главою,
    На путь из терема глядит
    И так в раздумье говорит:
    «О ветер, ветер! что ты вьешься?
    Ты не от милого несешься,
    Ты не принес веселья мне;
    Играй с касаткой в вышине,
    По поднебесью с облаками,
    По синю морю с кораблями —
    Стрелу пернатую отвей

    Краса-девица ноет, плачет;
    А друг по долам, холмам скачет,
    Летя за тридевять земель;
    Ему сыра земля постель;
    Возглавье щит; ночлег дубрава;
    Там бьется с бабою-ягой;
    Там из ручья с живой водой,
    Под стражей змея шестиглава,
    Кувшином черпает златым;
    Там машет дубом перед ним
    Косматый людоед Дубыня;
    Там заслоняет путь Горыня;
    И вот внезапно занесен
    В жилище чародеев он;
    Пред ним чернеет лес ужасный!
    Сияет блеск вдали прекрасный;
    Чем ближе он — тем дале свет;
    То тяжкий филина полет,
    То вранов раздается рокот;

    То вдруг из-за седого пня
    Выходит леший козлоногий;
    И вдруг стоят пред ним чертоги,
    Как будто слиты из огня —
    Дворец волшебный царь-девицы;
    Красою белые колпицы,
    Двенадцать дев к нему идут

    И песнь приветствия поют;
    И он... Но что? куда мечтами
    Я залетел тебе вослед —
    Ты чародей, а не поэт;
    Ты всемогущими струнами
    Мой падший гений оживил...
    И кто, скажи мне, научил
    Тебя предречь осмью стихами
    В сей книге с белыми листами
    Весь сокровенный жребий мой?
    Признаться ли?.. Смотрю с тоской,
    С волнением непобедимым

    И мнится, перстом невидимым
    Свои невидимы черты
    На них Судьба уж написала.
    Что б ни было... сей дар тебе
    Отныне дружба завещала;
    Она твоя... молись Судьбе,
    Чтоб в ней наполнились страницы.
    Когда, мой друг, тебе я сам
    Ее в веселый час подам
    И ты прочтешь в ней небылицы,
    За быль рассказанные мной,
    То знай, что счастлив жребий мой,
    Что под надзором провиденья,
    Питаясь жизнью в тишине,
    Вблизи всего, что мило мне,
    Я на крылах воображенья,
    Веселый здесь, в тот мир летал

    Мой верный ангел вдохновенья...
    Но, друг, быть может... как узнать?..
    Она останется пустая,
    И некогда рука чужая
    Тебе должна ее отдать
    В святой залог воспоминанья,
    Увы! и в знак, что в жизни сей
    Милейшие души моей
    Не совершилися желанья.
    Прими ее... и пожалей.

    1 А. Ф. Воейков, известный наш стихотворец, объездив некоторые южные провинции России, посетил автора, жившего в деревне (в конце 1813). Он написал несколько стихов в похвалу поэмы его Владимир, существующей в одном только воображении. (Прим. Жуковского.)




    Примечания

    К Воейкову («Добро пожаловать, певец...»). Написано 29 января 1814 г. Напечатано впервые в журнале «Вестник Европы», 1814, № 6, под заглавием «Послание к Воейкову» и с несколькими примечаниями, из которых в позднейших изданиях этого произведения оставлено только первое, притом без последней фразы: «Свидание с приятелем и похвалы такой поэмы, которой еще нет, подали мысль сочинить это послание». Был. также изменен и сокращен текст послания. Так, вместо стиха Мой падший гений оживил в журнале было:


    Как древле статуя Мемнона
    Звучала арфой Аполлона,
    Когда главы ее пустой
    Касалось дневное сиянье,
    Так я, прочтя твое посланье,
    Готов запеть, готов дерзнуть

    За обольстительною славой! —
    Что сделал ты, певец лукавый!
    Мою ты душу погубил!

    «К Воейкову» написано в ответ на его «Послание к Жуковскому», опубликованное в журнале «Вестник Европы», 1813, № 5 и 6, под заглавием «К Ж.».

    Воейков Александр Федорович (1778—1839) учился с Жуковским в московском Университетском благородном пансионе, входил в Дружеское литературное общество, а позднее в «Арзамас» (где носил прозвище «Дымная печурка» или «Две огромные руки»); известен в литературе как автор стихотворных памфлетов «Дом сумасшедших» и «Парнасский адрес-календарь». Во время Отечественной войны 1812 г. был в армии до изгнания французов из России. Затем Воейков отправляется путешествовать по югу России (места, в которых он бывал, упоминаются в послании Жуковского). В конце 1813 Г. Воейков приезжает к Жуковскому, в Муратово. Здесь он знакомится с семейством Протасовых и с помощью Жуковского, обещая тому оказать свое содействие в заключении брака с Марией Андреевной Протасовой, женится (14 июля 1814) на Александре Андреевне Протасовой. Но, став членом семьи Протасовых, Воейков начал всячески противодействовать желанию Жуковского жениться на своей свояченице. Наступившее в связи с этим охлаждение отношений между Жуковским и Воейковым, между прочим, сказалось на тексте настоящего послания при последующих его изданиях: были убраны приметы яркого выражения дружбы. Впрочем, Жуковский, несмотря на двуличность Воейкова, помогал ему всю жизнь: выхлопотал Воейкову место профессора русской словесности в Дерптском университете, позднее устроил его редактором доходной газеты «Русский инвалид», поддерживал его во многих издательских начинаниях своим литературным авторитетом, хотя все это делалось исключительно ради жены Воейкова — Александры Андреевны, «Светланы».

    Ты был под знаменами славы... — Подразумевается участив Воейкова в Отечественной войне 1812 г.

    Певец Тибурский — поэт Гораций Флакк, живший в своем поместье Тибуре.

    Шери-Cарай — столица Золотой Орды в устье Волги.

    Подразумевается Наполеон I.

    Сарепта — приволжская колония евангелистов.

    И се, идут в усопших сени... — К этой строке в журнальном тексте сделано примечание: «У евангелических братьев заутреню светлого Христова воскресения служат на кладбище».

    Ты зрел, как Терек в быстром беге... и следующие строки, посвященные Кавказу, написаны Жуковским не без влияния оды Державина «На возвращение графа Зубова из Персии», где даны картины кавказской природы. Эти строки высоко ценил Пушкин, называя их «прелестными». В примечании к «Кавказскому пленнику» он счел нужным поместить описания Кавказа, сделанные Державиным и Жуковским. Жуковский еще не бывал тогда на Кавказе и, основываясь лишь на рассказах очевидцев, допустил ряд неточностей. Так, Эльбрус (Эльборус) не виден с берегов Терека, названия некоторых кавказских племен вымышлены (каму-кинец, чечереец) или даны искаженно.

    Жилище Вихря-атамана — атамана донских казаков М. И. Платова (см. «Певец во стане русских воинов»), местожительство которою было в станице Цимлянской.

    Друг, оглянись... еще нет брата... — воинов»).

    Я вижу древни чудеса и следующие строки посвящены тем сказочно-былинным образам, которые должны были находиться в задуманной Жуковским большой поэме «Владимир».

    О ветер, ветер! что ты вьешься? и следующие строки являются вольным переложением «Плача Ярославны» из «Слова о полку Игореве».

    К этим строкам в журнальном тексте дано примечание: «Это место темно для тех, кто не читал сих осьми стихов, написанных на белой книге, в которой будет твориться Русская Поэма в роде Виландова Оберона». «Белая книга», упоминаемая в этом примечании, не сохранилась. Видимо, она предназначалась для работы над поэмой «Владимир», которую поэт так и не создал. О характере стихотворного обращения («сих осьми стихов») можно судить по «Посланию к Жуковскому», в котором Воейков призывает поэта создать поэму в «русском вкусе»:

    Напиши поэму славную,

    Будь наш Виланд, Ариост, Баян!
    Нам предметов не заимствовать
    И за словом не за море плыть!
    На Руси был свой Великий Карл,
    Раздел сайта: