• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Чубукова Е.В.: Русская поэзия XIX века (первая половина)
    Особенности русской поэзии первой половины 19 века

    Особенности русской поэзии первой половины 19 века

    I половина XIX века – великая эпоха в развитии русской поэзии. «…Ни одна из литератур Запада не возникала к жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта… никогда на протяжении немногих ста лет не появлялось такого яркого созвездия великих имен, как в России», – справедливо заметил М. Горький.

    Являясь отражением народной жизни, русская литература не могла развиваться изолированно от других литератур. Русские поэты обращаются к классической античной поэзии и поэзии Востока, к английскому предромантизму («Песни Оссиана»), французскому романтизму и немецкой философии, к литературе итальянского Возрождения и английскому романтизму (Байрон). Русская поэзия 1800–1830 гг. поражает пестротой традиций, разнообразием тем, смешением канонических жанров и стилей.

    Одна из ключевых тем в русской поэзии – образ поэта-гражданина (Рылеев), поэта-пророка (Пушкин, ранние стихотворения Ростопчиной), поэта-воина (Давыдов), поэта-просветителя (Жуковский) и его душевного одиночества, непонятости у современников (поэт-общество). Поэт, который изначально благодаря своему чудесному дару и таланту выше окружающего его мира, мечтает о дружбе с теми, кто ему духовно близок, мечтает о признании у потомков (Батюшков, Баратынский, Кюхельбекер, Веневитинов и мн. др.), но постепенно эта тема сменяется раздумьями об антипоэтичности, об упадке поэзии в современной эпохе («век шествует путем своим железным», – напишет в 1835 г. Баратынский, повторяя слова Батюшкова, сказанные им еще в 1809 г.; о «золотом тельце» и его пагубном влиянии на современную поэзию пишет в своих последних стихах и Евд. Ростопчина). Не случайна и тоска о минувшем времени (Баратынский, Вяземский, Давыдов, Веневитинов), хотя причины этой грусти – разные.

    В русской поэзии нач. XIX в. необычайную популярность получает и мотив странствующего корабля (челна). О его неизменной соотнесенности с представлениями о жизни и ее превратностях свидетельствует не только частое обращение к нему русских поэтов (Жуковский, Батюшков, Вяземский, Языков, Кюхельбекер, Веневитинов, Одоевский), но и проникновение его в разные жанры – от эпитафии до басни (И. Крылов «Море и Половец»). Русским романтикам близко в этом мотиве неудержимое стремление вдаль, в неизведанные страны, к неизвестному берегу. Мотив этот был многоаспектен. Он включал и противопоставление добра и зла, и ответственность человека за все, им творимое, и воспевание мужества тех, кто сопротивляется бурям житейским. С ним связан и мотив обретения желанного покоя (или стремление к нему).

    Новые темы вводят в русскую поэзию декабристы – обращение к историческому прошлому России (тема Новгород и его «вольности» – едва ли не ключевая в их поэзии). Поэты-декабристы создают новый тип героя – непримиримого борца за свободу. Тема свободы пронизывает всю русскую поэзию: будь это свобода политическая (декабристы) или внутренняя свобода, свобода души (Батюшков, Жуковский), свобода личности (Языков, Веневитинов). Борьба за самобытность и народность литературы отличала всех крупных поэтов XIX века.

    Русская поэзия не могла не отозваться на крупнейшие исторические события в жизни России и Европы, которые изменили ход истории (наполеоновские войны, 1812 год, крестьянские и солдатские волнения, восстание декабристов, июльская революция в Париже 1830 г., польское восстание 1831 г.). Еще Батюшков видел в поэзии субъективный отклик поэта на окружающий мир, а Вяземский прямо писал: «Худо верую в литературу, которая рождается и сосредотачивается в самой себе, вне больших жизненных течений».

    В русской поэзии начала XIX века еще сильны позиции сторонников классицизма, поэтов-просветителей. Но велика и роль Н. М. Карамзина – интерес к отдельной человеческой личности, человеку обыкновенному (в его обыденной и повседневной жизни), культ дружбы и наслаждения природой сменяет романтический «байроновский» герой с сильными и неудержимыми страстями. Ему на смену приходит новый герой – человек страдающий, лишенный надежды на лучшее будущее, понимающий всю пустоту современной жизни, что вызывает в нем сильный протест (поздние произведения Веневитинова, Одоевского, Кюхельбекера, Баратынского). Оду сменяет элегия (а иногда и «унылая» элегия), дружеское послание, романс, мадригал. Возникает новый жанр – баллада (Жуковский), необыкновенного расцвета достигает русская народная песня (Кольцов), сонет и идиллия (Дельвиг). Строгая иерархия жанров отживает свой век, и каноническое деление их на «высокие» и «низкие» уходит в прошлое (лирика Языкова дерптского периода).

    Для русских поэтов I половины XIX века характерны острая полемика, столкновение диаметрально-противоположных мнений, творческое разногласие, различные, подчас неразрешимые противоречия.

    Велика была потребность в литературных объединениях: Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801), Дружеское литературное общество (1801), Беседа любителей русского слова (1811), Арзамас (1815), Вольное общество любителей российской словесности (1816), Зеленая лампа (1818), Общество любомудрия (1823).

    Поэты редактировали или сами издавали журналы: «Вестник Европы» (Жуковский), «Полярная звезда» (Рылеев и Бестужев), «Литературная газета» и «Северные цветы» (Пушкин и Дельвиг), «Мнемозина» (Вл. Одоевский и Кюхельбекер), «Московский вестник» (орган любомудров и Веневитинова).

    В. А. Жуковский, Д. В. Давыдов, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский, А. И. Одоевский, Н. М. Языков, Д. В. Веневитинов, А. В. Кольцов, Е. П. Ростопчина (о которых идет речь в данном пособии) сыграли различную роль в истории русской поэзии. Но литературное и художественное значение их поэзии велико. Каждый оставил свой след в русской поэзии (в зависимости от силы таланта), каждый внес что-то свое и оригинальное. И все они (хотя и в разной степени и в разной форме) оказали влияние на последующие поколения русских поэтов.

    © 2000- NIV