• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Чубукова Е.В.: Русская поэзия XIX века (первая половина)
    Особенности русской поэзии первой половины 19 века

    Особенности русской поэзии первой половины 19 века

    I половина XIX века – великая эпоха в развитии русской поэзии. «…Ни одна из литератур Запада не возникала к жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта… никогда на протяжении немногих ста лет не появлялось такого яркого созвездия великих имен, как в России», – справедливо заметил М. Горький.

    Являясь отражением народной жизни, русская литература не могла развиваться изолированно от других литератур. Русские поэты обращаются к классической античной поэзии и поэзии Востока, к английскому предромантизму («Песни Оссиана»), французскому романтизму и немецкой философии, к литературе итальянского Возрождения и английскому романтизму (Байрон). Русская поэзия 1800–1830 гг. поражает пестротой традиций, разнообразием тем, смешением канонических жанров и стилей.

    Одна из ключевых тем в русской поэзии – образ поэта-гражданина (Рылеев), поэта-пророка (Пушкин, ранние стихотворения Ростопчиной), поэта-воина (Давыдов), поэта-просветителя (Жуковский) и его душевного одиночества, непонятости у современников (поэт-общество). Поэт, который изначально благодаря своему чудесному дару и таланту выше окружающего его мира, мечтает о дружбе с теми, кто ему духовно близок, мечтает о признании у потомков (Батюшков, Баратынский, Кюхельбекер, Веневитинов и мн. др.), но постепенно эта тема сменяется раздумьями об антипоэтичности, об упадке поэзии в современной эпохе («век шествует путем своим железным», – напишет в 1835 г. Баратынский, повторяя слова Батюшкова, сказанные им еще в 1809 г.; о «золотом тельце» и его пагубном влиянии на современную поэзию пишет в своих последних стихах и Евд. Ростопчина). Не случайна и тоска о минувшем времени (Баратынский, Вяземский, Давыдов, Веневитинов), хотя причины этой грусти – разные.

    В русской поэзии нач. XIX в. необычайную популярность получает и мотив странствующего корабля (челна). О его неизменной соотнесенности с представлениями о жизни и ее превратностях свидетельствует не только частое обращение к нему русских поэтов (Жуковский, Батюшков, Вяземский, Языков, Кюхельбекер, Веневитинов, Одоевский), но и проникновение его в разные жанры – от эпитафии до басни (И. Крылов «Море и Половец»). Русским романтикам близко в этом мотиве неудержимое стремление вдаль, в неизведанные страны, к неизвестному берегу. Мотив этот был многоаспектен. Он включал и противопоставление добра и зла, и ответственность человека за все, им творимое, и воспевание мужества тех, кто сопротивляется бурям житейским. С ним связан и мотив обретения желанного покоя (или стремление к нему).

    Новые темы вводят в русскую поэзию декабристы – обращение к историческому прошлому России (тема Новгород и его «вольности» – едва ли не ключевая в их поэзии). Поэты-декабристы создают новый тип героя – непримиримого борца за свободу. Тема свободы пронизывает всю русскую поэзию: будь это свобода политическая (декабристы) или внутренняя свобода, свобода души (Батюшков, Жуковский), свобода личности (Языков, Веневитинов). Борьба за самобытность и народность литературы отличала всех крупных поэтов XIX века.

    Русская поэзия не могла не отозваться на крупнейшие исторические события в жизни России и Европы, которые изменили ход истории (наполеоновские войны, 1812 год, крестьянские и солдатские волнения, восстание декабристов, июльская революция в Париже 1830 г., польское восстание 1831 г.). Еще Батюшков видел в поэзии субъективный отклик поэта на окружающий мир, а Вяземский прямо писал: «Худо верую в литературу, которая рождается и сосредотачивается в самой себе, вне больших жизненных течений».

    В русской поэзии начала XIX века еще сильны позиции сторонников классицизма, поэтов-просветителей. Но велика и роль Н. М. Карамзина – интерес к отдельной человеческой личности, человеку обыкновенному (в его обыденной и повседневной жизни), культ дружбы и наслаждения природой сменяет романтический «байроновский» герой с сильными и неудержимыми страстями. Ему на смену приходит новый герой – человек страдающий, лишенный надежды на лучшее будущее, понимающий всю пустоту современной жизни, что вызывает в нем сильный протест (поздние произведения Веневитинова, Одоевского, Кюхельбекера, Баратынского). Оду сменяет элегия (а иногда и «унылая» элегия), дружеское послание, романс, мадригал. Возникает новый жанр – баллада (Жуковский), необыкновенного расцвета достигает русская народная песня (Кольцов), сонет и идиллия (Дельвиг). Строгая иерархия жанров отживает свой век, и каноническое деление их на «высокие» и «низкие» уходит в прошлое (лирика Языкова дерптского периода).

    Для русских поэтов I половины XIX века характерны острая полемика, столкновение диаметрально-противоположных мнений, творческое разногласие, различные, подчас неразрешимые противоречия.

    (1815), Вольное общество любителей российской словесности (1816), Зеленая лампа (1818), Общество любомудрия (1823).

    Поэты редактировали или сами издавали журналы: «Вестник Европы» (Жуковский), «Полярная звезда» (Рылеев и Бестужев), «Литературная газета» и «Северные цветы» (Пушкин и Дельвиг), «Мнемозина» (Вл. Одоевский и Кюхельбекер), «Московский вестник» (орган любомудров и Веневитинова).

    П. Ростопчина (о которых идет речь в данном пособии) сыграли различную роль в истории русской поэзии. Но литературное и художественное значение их поэзии велико. Каждый оставил свой след в русской поэзии (в зависимости от силы таланта), каждый внес что-то свое и оригинальное. И все они (хотя и в разной степени и в разной форме) оказали влияние на последующие поколения русских поэтов.

    Раздел сайта: